Rambler's Top100

"Школа Радости" - это семейный центр, клуб по интересам, объединяющий мам, пап, детей, бабушек и дедушек. Вместе мы создаем чудеса и радуемся жизни.  Всегда рады друзьям, старым и новым. Присоединяйтесь!!!

БЕРЕМЕННЫЕ

ДЕТИ

ИЗО-СТУДИЯ

СЕМЕЙНЫЕ
ПРОГРАММЫ

ФИТНЕС МАГАЗИН РАЗНОЕ
 
О нас
Расписание
Объявления
Наши педагоги
Наша жизнь
Интересные направления
Галереи
Мастер-классы

Праздники

Наши выставки
Наши достижения
Семейная студия
Библиотека
Фонотека
Друзья

Интересные направления в искусстве. Нетрадиционные техники рисования. Граттаж (Гратто-графия)

 ГРАТТАЖ - это графическая техника. Слово "граттаж" в переводе с французского языка означает, скрести, царапать. Рисунок выполняется путем процарапывания пером, спицей или любым острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску. Иными словами - это техника царапанья. Данный способ работы хорошо известен профессионалам. Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России начала ХХ века эту технику называли граттографии.

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки»!

Удовольствие от работы в этой технике сравнимо с археологическими раскопками и расшифровкой пиктограмм.

ИСПОЛНЕНИЕ

     Для работы вам потребуются материалы:

    1. Плотная бумага (картон).

    2. Тушь и мыло или черная гуашь, акрил.

    3. Масляная пастель, восковые мелки или акварель и свеча.

    4. Широкая кисть.

  5. Инструменты для процарапывания (острая палочка, зубочистка, спица).

ОСНОВЫ ДЛЯ ГРАТТАЖА

Изображение создается в результате удаления (соскабливания) линий и пятен с основы черного цвета или участков черной краски, нанесенной на белый картон. Картон изготавливается промышленным способом и обладает гладкой поверхностью на меловой основе, которая стимулирует образование очень ярких белых тонов. Поверхность черного цвета характеризуется полуматовым блеском; она, к сожалению, аккумулирует жировые и другие вещества с поверхности пальцев. Поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги. Поверхность картона должна быть абсолютно сухой перед началом работы (это - очень важный аспект, если вы нанесли тушь на белый картон), поскольку влажный картон будет крошиться и разрушаться в процессе снятия краски, и вы не сможете создать ясную, отчетливую линию. Обязательно предусмотрите плоское расположение листа картона, так как при сгибании он может переломиться, образовывать трещины и т. д., укрепите его с помощью клейкой ленты на листе фанеры или другого подобного материала (например, ДСП).

Что же касается создания тонального рисунка, независимо от цвета поверхности картона - белого или черного, необходимо использовать стандартный подход: в первую очередь, определить крупные участки белого или черного цвета, затем сформировать массив средних тонов, используя различные техники перекрестного штрихования, тонирования или нанесения точек. Применяя эту методику, вы сможете прорабатывать даже мелкие, детализированные участки.

С другой стороны, в технике граттажа возможен более решительный, «экспрессионистский» подход, в результате которого работа приобретает черты несколько грубой гравюры на дереве или линогравюры.

Используйте плоскую кисть с мягким пучком для того, чтобы нанести черный пигмент на поверхность белого картона и создать тонкое, ровное покрытие. Не следует чрезмерно работать кистью - в противном случае, основа набухнет.

Начинающие работают обычно так: плотную бумагу покрывают слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечу. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Наберитесь терпения — тушь с трудом пристает к жирной поверхности. Это процесс длительный. Иногда приходится наносить тушь в несколько приемов — просушить первый слой, а затем нанести следующий. Стол и пол около стола советуем застелить, иначе все вокруг будет усеяно черной туше-восковой крошкой: Когда тушь высохнет, острым предметом — скребком, ножом, вязальной спицей — процарапывают рисунок (рис. 10), образуя на черном фоне тонкие белые штрихи. В целом изображение получается не слишком четким, слегка таинственным.

ПОЭТАПНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ

Этап первый: лист плотной бумаги (картона) полностью закрашиваем масляной пастелью (не путать с сухой!), восковыми мелками. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Можно использовать цветную бумагу или покрыть лист акварелью разных цветов, но тогда сверху рисунок необходимо покрыть обычной восковой свечей.

Этап второй: добавляем в черную тушь жидкого мыла или шампунь (примерно одна капля на столовую ложку туши), и этой смесью широкой кистью или губкой покрываем только что закрашенный лист, даем высохнуть. Как вариант можно использовать черную гуашь, акрил – кому-то такой способ наверняка понравится больше.

Этап третий: теперь самое интересное – этап третий: берем зубочистку (или перо, отточенную палочку, скребок, нож, вязальную спицу, пластиковую вилку) и процарапываем рисунок по туши.

Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

Существует еще одна техника грунтовки листа для выполнения рисунка в технике граттаж.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Расположить лист перед собой, очертить сверху и снизу, слева и справа по 2 см, сделать внутреннюю рамку;

2. Подготовить яичный желток;

3. Загрунтовать желтком (кистью) внутренний прямоугольник, промывая кисть, слой класть быстро, в один прием;

4. Загрунтовать 1- 2 раза гуашью, так, чтобы не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро и аккуратно, не растирая по одному месту более 2 – 3 раз кистью до высыхания; - высушить. Грунтовка закончена.

Виды техник граттажа с использованием разных инструментов.

 

Надрезы, выполненные с помощью резака-зубила

Использование резака в виде ножа. Это, возможно, наиболее многогранный из всех инструментов.

Вы можете использовать наконечник любого резака типа скальпеля - для нанесения очень тонких контуров, манипулируя им крайне осторожно. Можно добиваться чрезвычайно тонких эффектов. Слегка поворачивая край инструмента, вы создадите более широкие линии. С приобретением практики вы будете способны варьировать ширину линии в пределах одного движения, постепенно уменьшая угол наклона резака по отношению к поверхности.

Создание линии с постепенным утолщением

Если уменьшать угол наклона к плоскости доски в процессе выполнения надреза, образуется линия с постепенным утолщением.

 

Дополнительную информацию можно получить по телефонам:

+7-911-660-29-89  и  +7-909-572-08-56

Мультимедийный курс
"РИСУЕМ С ГОДОВАСИКОМ"

 БЕСПЛАТНЫЕ РАССЫЛКИ от "Школы радости"

Рассылки Subscribe.Ru
Рисуем с годовасиком
Подписаться письмом

 

                                                                                      Rambler's Top100
Hosted by uCoz